Design By Dotcomwebdesign.com Powered By CMSimple.dk
 
Главная > История МОУ СОШ №1 п.Селижарово

История МОУ СОШ №1 п.Селижарово

Посёлок Селижарово Тверской области. На левом берегу реки Селижаровки, там, где река делает последний крутой поворот, перед впадением в великую русскую реку Волга, стоит здание средней школы №1. У школы долгая и интересная история.   

А началась эта история в 1908 году с открытия двухклассного городского училища. В школе хранится справка из государственного архива Калининской области  от 26 марта 1958 года, в которой говорится, что «в документальных материалах архивного фонда Селижаровского городского упрощённого самоуправления имеются сведения о том, что городское училище в посаде Селижарово открыто 1 сентября 1908 года. (Основание: ф. 1117, арх. №11, л.34/об./)».

Часть здания, где размещалось в то время училище, и сейчас стоит на улице имени Ленина - центральной улице поселка.

Немногочисленным был первый педагогический состав училища. Учителем-инспектором (заведующим) был И. И. Метёлкин, а учителями – И.П. Петров, проработавший в этой школе 33 года и А. Т. Журавлёв.

В первый класс тогда было принято 20 человек, а во второй – 26. В числе первых выпускников училища в мае 1911 года была Антонина Николаевна Анишина-Зверева (позднее, с 1915 по 1941 –учительница данной школы). В этом же году в училище приехал молодой учитель, окончивший Ярославский учительский институт, - Николай Николаевич Некрасов, проработавший в этой школе 30 лет.

Второй выпуск состоялся в 1912 году. Завершили учёбу в училище 16 человек. В этом же году , 12 июня, городское училище было преобразовано в высшее начальное училище. Доступ в него был открыт не всем. В высшем начальном училище посада Селижарово, так же, как  во всех  учебных заведениях страны взималась плата за обучение. За задержку платы учащиеся исключались из училища. И. Соколов, ученик училища, в дальнейшем телеграфист железнодорожной станции, в своих очерках о Селижаровском крае писал:

« Многие не могли учиться из-за крайней бедности. Помнится мне, как за задержку платы за обучение были исключены из училища братья Барагины, вначале один, а затем другой. Такие случаи были не редки».

В 1913 году училище окончили 13 человек. В 1914 году состоялся четвёртый выпуск, который насчитывал 30 человек.

Революционные события начала 20-века и начавшаяся в 1914 году империалистическая война заставляли многих задумываться о будущем страны. В высшем начальном училище до начала занятий и в перемены между уроками политические темы стали наиболее злободневными. Вести из крупных городов долетали до селижаровской земли благодаря тому обстоятельству, что в 1916 году участок прокладываемого полотна железной дороги от Торжка до Осташкова был доведён до Селижарова и вступил в действие.

Вечером 28 февраля (по старому стилю) 1917 года в Селижарово пришла весть о революционных событиях. Из воспоминаний И. Соколова: «И вот утро второго дня революции. Многие жители посада прикрепили  к верхней одежде красные банты. Нам, ученикам высшего начального училища не терпелось, хотелось поскорее со всеми вместе порадоваться свержению царя и престола».

После Октябрьской социалистической революции заметно изменилась обстановка в высшем начальном училище. Управление училищем было реорганизовано. Был создан школьный совет. В него входили учителя и представители учащихся. Председателем школьного совета стал всеми уважаемый учитель Иван Петрович Петров. И Соколов говорил о нём так: «Уважали его за то, что он был строг, но всегда справедлив и за его передовые взгляды».

По инициативе молодой учительницы Антонины Николаевны Анишиной-Зверевой  в школе был организован выпуск классного журнала «Первые шаги». Издавался он один раз в месяц, читался в классе после уроков. Писали его от руки, выбранные члены редколлегии.

В 1918 году Осташковский уездный отдел переименовал Селижаровское высшее начальное училище в прогимназию, а в 1919 году – в единую трудовую школу второй ступени с четырьмя старшими классами. Педагогический коллектив впервые избирал в 1919 году директора. Им единодушно был избран Иван Петрович Петров – учитель русского языка и литературы. ( (

Количество преподаваемых предметов в трудовой школе второй ступени возросло. Дополнительно к изучаемым ранее в высшем начальном училище предметам в учебную программу были включены: тригонометрия, космография, государствоведение, химия, логика, психология. Кроме того, по желанию учащихся, после занятий проводились уроки танцев.

Увеличилось и количество преподавателей в школе. Из воспоминаний И. Соколова: «Из числа вновь прибывших учителей с благодарностью и теплотой вспоминаешь Андрея Петровича Зверева, высоко эрудированного человека с большим желанием готового передать свои знания ученикам. По его инициативе были введены предметы: логика и психология. Он сам же их и преподавал. Не забыть также учителя Бруновского, влюблённого в химию, Андрея Петровича Новикова-преподавателя рисования, черчения и танцев».

26 декабря 1919 года Совнарком опубликовал декрет «О ликвидации неграмотности среди населения РСФСР». Был произведён учёт лиц, способных вести занятия по ликвидации неграмотности населения. Учтённые были распределены по школам и кружкам для занятий. В ликвидации неграмотности приняли активное участие учителя Селижаровской трудовой школы второй ступени. А. Н. Анишина-Зверева вспоминала об этом времени так: «В первые послереволюционные годы школа была настоящим маяком. Ликвидация безграмотности осуществлялась в вечерней школе, которая дала путёвку в жизнь не одному Ивану Иудовичу Лебедеву (врачу из деревни Быково), а многим. Имелись курсы, на которых мы подготовили учителей, а в них тогда так нуждалась наша страна. Делали доклады, читали лекции, а попутно вели подписку на займы, а позже содействовали организации колхозов. Во всём принимали активное участие учителя нашей школы». Учитель школы Сергеев И. С. вспоминал: «В ликвидации неграмотности участвовали все грамотные люди. Занимались бесплатно, в порядке общественной работы. Квартиры в деревне уступали тоже бесплатно, керосин выдавали. Последнее время я вёл занятия в Старой Деревне, обучалось 22 человека. Иногда занимался у себя на кухне, или в избе у вдовы Котовой Дарьи Васильевны».

В это время в школе  активизировалась работа драмкружка, чаще стали ставиться спектакли. Большой вклад в дело улучшения и расширения культработы внесла учительница школы Валентина Юрьевна Мерсио (дочь главного инженера по строительству железной дороги Торжок-Осташков). Из очерка И. Соколова: «Помню, с каким  подъёмом и увлечением мы играли в «Ревизоре». Хлестакова играл С. А. Филиппов, я городничего». Может быть, именно участие в этих пьесах и определило судьбу С. А. Филиппова – он избрал себе профессию артиста.

Необходимо упомянуть ещё об одном ученике школы, любителе драмискусства,  активном участнике школьных спектаклей – Алексее Грешищеве (на снимке справа). Этот человек в дальнейшем стал учителем, преподавал в своей школе  русский язык и литературу. В предвоенные годы возглавлял учительский коллектив средней школы. Во время войны был мобилизован на фронт. Погиб при прорыве блокады Ленинграда.

В посёлке Селижарово после Октябрьской революции был создан театр «Рассвет», а затем театр на железной дороге «Пробуждение». В работе этих театров принимали участие многие бывшие ученики трудовой школы  второй ступени.

В тяжёлые годы гражданской войны педагогический коллектив во главе с инициативным директором Петровым принял все меры к тому, чтобы сохранить в посёлке  Селижарово школу. Часть материальных забот об учебном заведении была передана родителям учащихся. В 1923 году впервые был избран родительский комитет школы. В 1924 году школа была взята на госбюджет и реорганизована в семилетку, а в 1928 году – в девятилетку.

В 1930 году в стране вводится всеобщее начальное обучение. В 1934 году школа преобразуется в полную среднюю школу. В 1937 году средняя школа сделала свой первый выпуск.

В 1938 году школа отмечала свой тридцатилетний юбилей. В этот знаменательный год ей было присвоено имя С.М. Кирова.

К тому времени в Селижарове было уже две школы: одна помещалась в здании бывшего высшего начального училища на улице Ленина (школа имени С.М.Кирова), а другая – неполная средняя (железнодорожная) – в здании, где сейчас располагается школа №1.

До начала Великой Отечественной войны школа произвела пять выпусков.

Она отличалась дружным работоспособным коллективом, возглавляемым (с 1938 года) умелым организатором и способным педагогом Алексеем Яковлевичем Грешищевым. Перед войной в ней трудились 19 учителей, две техслужащие и завхоз.

Вероломное нападение фашистской Германии на нашу страну прервало мирный труд людей, работу школ. Часть учителей ушло на фронт, другие были эвакуированы в восточные районы страны.

В октябре 1941 года посёлок Селижарово был оккупирован и освобождён в январе 1942 года. За время оккупации почти все дома были уничтожены, разрушено и здание средней школы имени С. М. Кирова на улице Ленина. С первых же дней после освобождения посёлка, при активной помощи населения начались строительные работы по восстановлению сохранившейся коробки старого красного здания начальной школы (сейчас там располагается подростково-молодёжный центр). Здесь в неимоверной тесноте с февраля 1942 года начались занятия, которые проходили в три смены, при отсутствии тетрадей и учебников. Писали на старых книгах свекольным соком. Позже появились тетради и химические чернила. Школу в эти трудные дни возглавила Ланенкина С. Г., а затем, вернувшаяся из эвакуации, Григорьева Е. И.. Вместе с ними работали Сметанина О. П., Варпаховский Л. В., Стулова Ю.Н., Новикова К. И., Травкина А. И., Травкин И. И., Смирнова А. И.

В 1944 году в школу прибыли молодые учителя Гурьянова В. В. и Шонина К. Д.. В этом же году началось восстановление здания железнодорожной школы.

Несмотря на трудности военных лет, принимались меры к тому, чтобы дети школьного возраста посещали школу.

Выписка из протокола №2 педагогического совещания Селижаровской средней школы от 20 октября 1944 года.

«…Бардеева Т. П., учительница 1б класса сообщила, что в её классе плохо посещают школу учащиеся из деревни Чёрная грязь: Болотин – из-за отсутствия одежды, Болотина А., Бойкова Г., Табалов Г. – из-за отсутствия обуви…».

Одежду и обувь им по мере возможности доставали.

Выписка из протокола №14 педагогического совещания Селижаровской средней школы от 22 июня 1945 года.

« Заслушав отчёт классных руководителей педсовет, постановляет:

7а класс – выпускается 28 человек

7б – выпускается 25 человек.

Всем учащимся поставить по поведению оценку «5». Успеваемость по всем предметам оказалась хорошей, что подтвердилось на переводных и выпускных экзаменах».

В 1946 году при участии учеников и их родителей завершено восстановление здания железнодорожной школы, в это здание была переведена школа имени С.М. Кирова и размещается здесь до настоящего времени.

В этом здании, построенном в 1959 году, долгое время располагались производственные мастерские, был спортивный зал, а в настоящий момент здесь оборудованы учебные кабинеты для занятий 1-4 классов. 

 В 1967 году сделали первую пристройку к левому крылу здания.

В 1973 году справа пристроили спортивный зал.

В 1979 году вступила в строй вторая пристройка слева. Она построена при активном участии родителей учащихся школы. В это время школой руководил Сметанин П. И. 

                  2.  Учитель! – не стареющее слово!

                  Свежо всегда и вечно будет ново!

                  Пока Земля кружится во Вселенной

                  Профессия учителя нетленна.

Невозможно рассказать обо  всех учителях, которые работали и работают в нашей школе. Упомянём лишь о некоторых.

В год, открытия училища в посёлке Селижарово, началась трудовая педагогическая деятельность Ивана Ивановича Травкина, уроженца посёлка Селижарово. 

И.И.Травкин не только был опытным педагогом, но и активным общественником, работал в профсоюзах, проводил культурно-просветительную работу. В школе он был организатором и руководителем струнного оркестра и хорового кружка. Руководимый им хор и оркестр неоднократно выступал на концертах художественной самодеятельности в районном клубе. В 1947 году  Травкиным был  написан литературно – музыкальный монтаж «Слово о Селижарове». Работа эта получила хороший отзыв и ставилась на сцене клуба.

Как любитель-краевед Иван Иванович проводил большую работу по изучению родного края. Им выявлено более 30 видов полезных ископаемых и много ценных исторических данных по истории края. Он написал справочный материал о Селижарове и Селище для Большой Советской энциклопедии.

В газете «Верхневолжская правда» за 22 декабря 1958 года в статье «Полвека в школе», написанной Е, Григорьевой, учителем средней школы №1, Об этом учителе говорится  так: «Всесторонне развитый и образованный, Травкин И.И. настоящий мастер педагогического дела. Несмотря на большой стаж и опыт работы, он тщательно готовится к каждому уроку, продумывает все его детали и проводит их методически правильно, живо и интересно… Молодые учителя всегда получали и получают от старейшего учителя большую методическую помощь».

 Заслуги И.И. Травкина оценены по достоинству. В 1946 году он был награждён медалью  «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-45 г.г.».  Приказом Министра Просвещения РСФСР от 30 марта 1948 года «за образцовую постановку учебно-воспитательной работы в школе» награждён  значком «Отличника народного просвещения». Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 марта 1949 года награждён орденом Ленина.

 Кольцова Антонина Ивановна родилась 20 августа 1922 года в деревне Фролово Дубровского сельского совета. За год до июньских событий 41-го года она, 18-летней девушкой начала свою трудовую деятельность в средней школе №1 учителем математики, после окончания курсов учителей математики и физики. На фотографии она с учениками своего 6в класса в 1941 году.

 С началом Великой Отечественной войны часть учителей школы была мобилизована на фронт. В числе многих добровольцев девятнадцатилетняя Антонина Ивановна пришла в военкомат. Зачислили её санинструктором 269 отдельного пулемётного батальона Селижаровского укрепрайона. Вскоре этот батальон был расформирован, и Антонина Ивановна была назначена санинструктором отдельного миномётного дивизиона 78 стрелковой дивизии, с которым прошла она по военным дорогам Смоленской, Псковской и Новгородской областей. Мужественно переносила Антонина Ивановна трудности фронтовой жизни. В Прибалтике, в 1943 году, Антонина Ивановна бала принята в партию. Стрелковый дивизион был придан 196 артиллерийскому полку 65 Рижской Гвардейской дивизии. 1 августа 1944 года был тяжёлым днём для дивизиона. В результате тяжёлых боёв, была прорвана линия обороны немцев, дивизион стал преследовать противника, но оказалось, что у немцев была вторая линия обороны. Гитлеровцы открыли по нашим солдатам ураганный миномётный и артиллерийский огонь. Большинство солдат было ранено, но они мужественно удерживали занятые рубежи до подхода наших основных частей. В этом бою Антонина Ивановна не только выносила раненых, но и подавала мины и снаряды, выполняла обязанности заряжающего. В этот же день она была ранена осколком мины и, после боя, была направлена в госпиталь в Торопец. Мать Антонины Ивановны узнала об этом и приехала навестить дочь в госпитале. Лишь через 2 месяца Антонина Ивановна вновь возвратилась в свою часть и служила в ней до июня 1945 года. За свои солдатские подвиги она была награждена медалями  «За отвагу», «За боевые заслуги», «За победу над Германией».

         Возвратившись с войны, вновь стала педагогом. Проработав год учителем в Дубровской  школе, стала там директором. А в 1948 году перешла работать в школу№1. не одно поколение благодарных учеников прошло через её жизнь. Антонина Ивановна во время Великой отечественной войны была умелым солдатом, а после войны  умелым, хорошим педагогом. С 1977 года она на пенсии.

          Много лет звучало в нашей школе и в посёлке это имя – Лесняк!  Николай Яковлевич был человек разносторонне одарённый. Он прекрасно рисовал, вырезал из дерева, занимался краеведением и туризмом, увлекался фотографией. Всеми своими увлечениями он заинтересовал и учащихся школы.        

Николай Яковлевич вёл в школе географию. Его ученикам особенно нравилась электрифицированная карта СССР, изготовленная им самим. Указка включалась в розетку, и когда показывался тот или иной город, загоралась маленькая лампочка. Такая карта привлекала и помогала запоминать географические объекты. Своими силами учащиеся оборудовали географическую площадку, где велось наблюдение за природными явлениями.

В то время в школе действовал фотокружок. Учащиеся фотокружка (руководитель Лесняк Н. Я.) оформили в школе Доски почёта, где были фотографии достойных учеников и производственников. К 50-летию школы ребята сделали пригласительный билет на праздничные торжества.

Николай Яковлевич всего себя отдавал работе. Важное место среди мероприятий по воспитанию учащихся занимала и занимает туристко – краеведческая работа, которой много времени отдал Лесняк. 1 сентября 1953 года в школе был создан туриско – краеведческий кружок, который положил начало большим и интересным делам. С первых дней существования кружка широко развернулась работа по организации туристических лагерей и экскурсий по родному краю, по изучению его природы и жизни, а также наладились выезды за пределы своего края.

В 50 - е годы Николай Яковлевич начал создавать музей при школе. Сначала это была всего одна  комнатка на первом этаже, но экспонатов в ней было немало. Ученики школы приносили в музей предметы  старинного быта, различные орудия сельского труда. Затем музею было отведено отдельное здание. В нём было сосредоточено 1500 экспонатов, создан короткометражный хроникальный фильм, который демонстрировался в кино по всем городам Советского Союза и по телевидению. В  1966 – 67 учебном году музей занимает первое место в области и награждается похвальной грамотой облоно и обкома ВЛКСМ.

Посетивший музей  в 1969 году министр просвещения Прокофьев М.А. (на фото ниже), оставил в книге посетителей тёплый отзыв о музее и пожелание  дальнейших успехов.

В 1970 году Калининским областным отделом народного образования признаются лучшими музей и Ленинская комната, которая была организована краеведами.

В 1976 году краеведческому музею селижаровской средней школы №1 Калининской области было присвоено звание «Школьный музей». Много материала в музей предоставлял туристический отряд школы, после походов по родному краю и за его пределами.

В начале 60-х годов туристическая группа школы побывала на 2-ом Всесоюзном слёте юных следопытов. Путь к участию в этом слёте был нелёгок. Ещё зимой был разработан план туриско – краеведческой работы, а с наступлением весны начались тренировочные походы. Затем походы по местам боевой славы. Участники похода собрали большой краеведческий материал, что дало право команде нашей школы участвовать в районном слёте туристов, где она была первой и завоевала  право защищать честь района на областном слёте, где вновь заняла первое место. За эти достижения команда получила путёвки на самый большой форум  юных следопытов – на 2-ой Всесоюзный слёт. Команда туристов, во главе которой стоял Самаст А. А. , отправилась в Москву. Участников слёта приветствовали маршал Советского Союза И. С. Конев и герой космонавт Ю. А.Гагарин, участники слёта прошлись парадом по Красной площади.

Надо отметить, что команда юных туристов нашей школы в 1973 году побывала на 10-ом Всероссийском слёте  в городе Братске.

А туристические  школьные походы были очень разнообразными: на исток реки Волга, в Вышний Волочёк, в город Торжок, на зеро Селигер, сплавлялись на плотах по реке Песочня, а на кораблях, которые делали сами, сплавлялись по реке Волга и поднимались по реке Селижаровка до озера Селигер.

Организатором, руководителем и участником всех походов был заместитель директора школы№1 Николай Яковлевич Лесняк, которому в 1961 году было присвоено звание «Заслуженный учитель школы РСФСР». Газета  «Верхневолжская правда» писала: «Сейчас география – самый популярный предмет в школе, и в этом большая заслуга Николая Яковлевича. Невысокий человек с  ясными, молодыми и весёлыми глазами. Энтузиаст своего дела. Жизнелюб».   

Новиков Александр Степанович родился 4 ноября 1920 года в деревне Александровка Осташковского района. В семье было трое детей. Отец умер, когда ему было три года. Мать одна растила детей. В школе Александр Степанович учился  Зехнове  Осташковского района, затем в Осташкове. Окончил Рабфак и работал учителем начальных классов в Осташковском районе.

В 1939 году Александр Степанович был призван в армию, там и застала его война. За время войны ему пришлось воевать на разных фронтах: Западном (1941г.), Брянском (1942 г.), Центральном (1943 г.), Украинском (1943-45 г.г.)

За боевые заслуги был награждён орденом «Красной звезды» в 1943 году, орденом «Славы 2–ой степени» в 1945 году, медалью «За отвагу» в 1945 году и медалью «За боевые заслуги» в 1943 году.

После войны Александр Иванович окончил Торжокское педагогическое училище заочно и работал в Язовской начальной школе Осташковского района до 1947 года.

С 1947 года преподавал в Селижаровской железнодорожной школе № 34. 

С 1953 года по 1976 год Александр Степанович работал в школе № 1 учителем начальных классов. Своим воспитанникам прививал любовь к родному краю. Любил ходить со своими малышами в походы, ездил с каждым своим выпуском на озеро Селигер.

Александр Степанович очень любил своих учеников, и они его любили тоже. Когда его ученики переходили учиться в среднюю школу, он продолжал присутствовать в их жизни. Всегда интересовался у учителей их успехами и пытался помочь им, если у них возникали трудности.

Жена Александра Степановича Клавдия Ивановна  также работала в средней школе №1, преподавала русский язык и литературу. Их дочь пошла по стопам родителей и стала учителем математики (Красавцева Вера Александровна). А внучка – Красавцева Ирина Викторовна, как и свой дедушка была учителем начальных классов в средней школе №1, затем закончила Тверской государственный университет, и  теперь преподаёт в нашей школе историю.

Александр Степанович был частым гостем в школе и после того, как перестал работать. Его - ветерана Великой Отечественной войны, приглашали на мероприятия, посвящённые этому событию. На снимке внизу он в составе жюри на традиционном смотре строя и песни, посвящённом Дню Победы. 

Конечно же, все учителя, которые работали в разное время в нашей школе и, которые работают сейчас, внесли огромный вклад в обучение и воспитание своих учеников. Ученики нашей школы трудятся в различных областях экономики нашей страны. Ежегодно они собираются на «Вечер встречи выпускников», чтобы встретиться со своим детством и дорогими учителями и сказать им слова благодарности. А что касается сегодняшних учителей школы, то почти все они выпускники родной школы №1.

Большой вклад в развитие Средней общеобразовательной школы №1 внёс директор и учитель истории Островский Михаил Фёдорович, который возглавлял её почти 20 лет с 1956 по 1974 гг.

Под его руководством Школа №1 стала проводником лучших методов обучения и воспитания детей и школах района. Из года в год в школе улучшалось качество знаний учащихся и повышалась успеваемость.

Школа №1 была опорной в Селижаровском районе. При ней было создано несколько школ передового опыта. Руководителями почти всех методических объединений учителей района являлись лучшие учителя Школы №1.

Школой №1 тщательно продумывались и воплощались в жизнь планы работы с детьми в летний период. Слоилась определённая система работы: на улицах посёлка, в бригадах колхозов сдавались и активно работали сводные пионерские отряды. Регулярно проводились вечера художественной самодеятельности по улицам, спортивные соревнования уличных команд. 

В 1961 году благодаря усилиям Островского Михаила Фёдоровича вступило в эксплуатацию новое здание школьных мастерских площадью 556 кв. м., в котором были размещены слесарный, столярный класс, кабинет физики и домоводства, спортивный зал и другие вспомогательные помещения. Все классы и кабинеты были оборудованы комплектами станков, приборов и инструментов. Строительство велось инициативным методом и 40% строительных работ выполнено учащимися, учителями и родителями. 

В 1965 году при нём была сдана пристройка шести классных комнат, других вспомогательных помещений и котельной. Было начато строительство спортивного зала.

В 1968 году под руководством Островского Михаила Фёдоровича Школа заняла первое место в Тверской области и в течение 4-х лет занимала в области призовые места за успехи в развитии туризма и краеведения.

В 1972-73 гг. успеваемость по Школе составила 99%. Была изготовлена документация на пристройку столовой на 100 мест.

За умелое руководство Школой №1, её коллективом и достигнутые успехи в учебно-воспитательной работе Михаил Фёдорович Островский был награждён Грамотой Обкома КПСС и Облисполкома, Почётной Грамотой Министерства просвещения РСФСР и ЦК Профсоюза В 1964 году ему была присуждена Почётная Грамота на республиканских педагогических чтениях. Он награждён значком «Отличник народного просвещения».

Как учитель истории Островский Михаил Фёдорович работал творчески, тщательно готовился к каждому уроку. Известно, что в 1976-77 гг. из 162 учащихся 93 имели хорошие и отличные оценки. Он неоднократно был участником областных педагогических чтений, где делился опытом своей работы как учитель. 

За заслуги в области народного образования Михаилу Фёдоровичу было присвоено почётное звание заслуженного учителя школы РСФСР. 

Также под руководством Михаила Фёдоровича при школе был организован краеведческий музей. Для музея было построено специальное здание. Экспонатами музея пользовались в своей работе все школы Селижаровского района. В музее часто бывали экскурсанты из других районов области и на из других областей. Большой вклад в развитие музея также внёс Николай Яковлевич Лесник.

ФОТОАРХИВ (скачать)

 

 
 
 

Cайт МОУ СОШ №1 п.Селижарово Тверской области