Design By Dotcomwebdesign.com Powered By CMSimple.dk
 
Главная > История школы

История школы

Посёлок Селижарово Тверской области. На левом берегу реки Селижаровки, там, где река делает последний крутой поворот, перед впадением в великую русскую реку Волга, стоит здание средней школы №1. У школы долгая и интересная история.   

А началась эта история в 1908 году с открытия двухклассного городского училища. В школе хранится справка из государственного архива Калининской области  от 26 марта 1958 года, в которой говорится, что «в документальных материалах архивного фонда Селижаровского городского упрощённого самоуправления имеются сведения о том, что городское училище в посаде Селижарово открыто 1 сентября 1908 года. (Основание: ф. 1117, арх. №11, л.34/об./)».

Часть здания, где размещалось в то время училище, и сейчас стоит на улице имени Ленина - центральной улице поселка.

Немногочисленным был первый педагогический состав училища. Учителем-инспектором (заведующим) был И. И. Метёлкин, а учителями – И.П. Петров, проработавший в этой школе 33 года и А. Т. Журавлёв.

В первый класс тогда было принято 20 человек, а во второй – 26. В числе первых выпускников училища в мае 1911 года была Антонина Николаевна Анишина-Зверева (позднее, с 1915 по 1941 –учительница данной школы). В этом же году в училище приехал молодой учитель, окончивший Ярославский учительский институт, - Николай Николаевич Некрасов, проработавший в этой школе 30 лет.

Второй выпуск состоялся в 1912 году. Завершили учёбу в училище 16 человек. В этом же году , 12 июня, городское училище было преобразовано в высшее начальное училище. Доступ в него был открыт не всем. В высшем начальном училище посада Селижарово, так же, как  во всех  учебных заведениях страны взималась плата за обучение. За задержку платы учащиеся исключались из училища. И. Соколов, ученик училища, в дальнейшем телеграфист железнодорожной станции, в своих очерках о Селижаровском крае писал:

« Многие не могли учиться из-за крайней бедности. Помнится мне, как за задержку платы за обучение были исключены из училища братья Барагины, вначале один, а затем другой. Такие случаи были не редки».

В 1913 году училище окончили 13 человек. В 1914 году состоялся четвёртый выпуск, который насчитывал 30 человек.

Революционные события начала 20-века и начавшаяся в 1914 году империалистическая война заставляли многих задумываться о будущем страны. В высшем начальном училище до начала занятий и в перемены между уроками политические темы стали наиболее злободневными. Вести из крупных городов долетали до селижаровской земли благодаря тому обстоятельству, что в 1916 году участок прокладываемого полотна железной дороги от Торжка до Осташкова был доведён до Селижарова и вступил в действие.

Вечером 28 февраля (по старому стилю) 1917 года в Селижарово пришла весть о революционных событиях. Из воспоминаний И. Соколова: «И вот утро второго дня революции. Многие жители посада прикрепили  к верхней одежде красные банты. Нам, ученикам высшего начального училища не терпелось, хотелось поскорее со всеми вместе порадоваться свержению царя и престола».

После Октябрьской социалистической революции заметно изменилась обстановка в высшем начальном училище. Управление училищем было реорганизовано. Был создан школьный совет. В него входили учителя и представители учащихся. Председателем школьного совета стал всеми уважаемый учитель Иван Петрович Петров. И Соколов говорил о нём так: «Уважали его за то, что он был строг, но всегда справедлив и за его передовые взгляды».

По инициативе молодой учительницы Антонины Николаевны Анишиной-Зверевой  в школе был организован выпуск классного журнала «Первые шаги». Издавался он один раз в месяц, читался в классе после уроков. Писали его от руки, выбранные члены редколлегии.

В 1918 году Осташковский уездный отдел переименовал Селижаровское высшее начальное училище в прогимназию, а в 1919 году – в единую трудовую школу второй ступени с четырьмя старшими классами. Педагогический коллектив впервые избирал в 1919 году директора. Им единодушно был избран Иван Петрович Петров – учитель русского языка и литературы. ( (

Количество преподаваемых предметов в трудовой школе второй ступени возросло. Дополнительно к изучаемым ранее в высшем начальном училище предметам в учебную программу были включены: тригонометрия, космография, государствоведение, химия, логика, психология. Кроме того, по желанию учащихся, после занятий проводились уроки танцев.

Увеличилось и количество преподавателей в школе. Из воспоминаний И. Соколова: «Из числа вновь прибывших учителей с благодарностью и теплотой вспоминаешь Андрея Петровича Зверева, высоко эрудированного человека с большим желанием готового передать свои знания ученикам. По его инициативе были введены предметы: логика и психология. Он сам же их и преподавал. Не забыть также учителя Бруновского, влюблённого в химию, Андрея Петровича Новикова-преподавателя рисования, черчения и танцев».

26 декабря 1919 года Совнарком опубликовал декрет «О ликвидации неграмотности среди населения РСФСР». Был произведён учёт лиц, способных вести занятия по ликвидации неграмотности населения. Учтённые были распределены по школам и кружкам для занятий. В ликвидации неграмотности приняли активное участие учителя Селижаровской трудовой школы второй ступени. А. Н. Анишина-Зверева вспоминала об этом времени так: «В первые послереволюционные годы школа была настоящим маяком. Ликвидация безграмотности осуществлялась в вечерней школе, которая дала путёвку в жизнь не одному Ивану Иудовичу Лебедеву (врачу из деревни Быково), а многим. Имелись курсы, на которых мы подготовили учителей, а в них тогда так нуждалась наша страна. Делали доклады, читали лекции, а попутно вели подписку на займы, а позже содействовали организации колхозов. Во всём принимали активное участие учителя нашей школы». Учитель школы Сергеев И. С. вспоминал: «В ликвидации неграмотности участвовали все грамотные люди. Занимались бесплатно, в порядке общественной работы. Квартиры в деревне уступали тоже бесплатно, керосин выдавали. Последнее время я вёл занятия в Старой Деревне, обучалось 22 человека. Иногда занимался у себя на кухне, или в избе у вдовы Котовой Дарьи Васильевны».

В это время в школе  активизировалась работа драмкружка, чаще стали ставиться спектакли. Большой вклад в дело улучшения и расширения культработы внесла учительница школы Валентина Юрьевна Мерсио (дочь главного инженера по строительству железной дороги Торжок-Осташков). Из очерка И. Соколова: «Помню, с каким  подъёмом и увлечением мы играли в «Ревизоре». Хлестакова играл С. А. Филиппов, я городничего». Может быть, именно участие в этих пьесах и определило судьбу С. А. Филиппова – он избрал себе профессию артиста.

Необходимо упомянуть ещё об одном ученике школы, любителе драмискусства,  активном участнике школьных спектаклей – Алексее Грешищеве (на снимке справа). Этот человек в дальнейшем стал учителем, преподавал в своей школе  русский язык и литературу. В предвоенные годы возглавлял учительский коллектив средней школы. Во время войны был мобилизован на фронт. Погиб при прорыве блокады Ленинграда.

В посёлке Селижарово после Октябрьской революции был создан театр «Рассвет», а затем театр на железной дороге «Пробуждение». В работе этих театров принимали участие многие бывшие ученики трудовой школы  второй ступени.

В тяжёлые годы гражданской войны педагогический коллектив во главе с инициативным директором Петровым принял все меры к тому, чтобы сохранить в посёлке  Селижарово школу. Часть материальных забот об учебном заведении была передана родителям учащихся. В 1923 году впервые был избран родительский комитет школы. В 1924 году школа была взята на госбюджет и реорганизована в семилетку, а в 1928 году – в девятилетку.

В 1930 году в стране вводится всеобщее начальное обучение. В 1934 году школа преобразуется в полную среднюю школу. В 1937 году средняя школа сделала свой первый выпуск.

В 1938 году школа отмечала свой тридцатилетний юбилей. В этот знаменательный год ей было присвоено имя С.М. Кирова.

К тому времени в Селижарове было уже две школы: одна помещалась в здании бывшего высшего начального училища на улице Ленина (школа имени С.М.Кирова), а другая – неполная средняя (железнодорожная) – в здании, где сейчас располагается школа №1.

До начала Великой Отечественной войны школа произвела пять выпусков.

Она отличалась дружным работоспособным коллективом, возглавляемым (с 1938 года) умелым организатором и способным педагогом Алексеем Яковлевичем Грешищевым. Перед войной в ней трудились 19 учителей, две техслужащие и завхоз.

Вероломное нападение фашистской Германии на нашу страну прервало мирный труд людей, работу школ. Часть учителей ушло на фронт, другие были эвакуированы в восточные районы страны.

В октябре 1941 года посёлок Селижарово был оккупирован и освобождён в январе 1942 года. За время оккупации почти все дома были уничтожены, разрушено и здание средней школы имени С. М. Кирова на улице Ленина. С первых же дней после освобождения посёлка, при активной помощи населения начались строительные работы по восстановлению сохранившейся коробки старого красного здания начальной школы (сейчас там располагается подростково-молодёжный центр). Здесь в неимоверной тесноте с февраля 1942 года начались занятия, которые проходили в три смены, при отсутствии тетрадей и учебников. Писали на старых книгах свекольным соком. Позже появились тетради и химические чернила. Школу в эти трудные дни возглавила Ланенкина С. Г., а затем, вернувшаяся из эвакуации, Григорьева Е. И.. Вместе с ними работали Сметанина О. П., Варпаховский Л. В., Стулова Ю.Н., Новикова К. И., Травкина А. И., Травкин И. И., Смирнова А. И.

В 1944 году в школу прибыли молодые учителя Гурьянова В. В. и Шонина К. Д.. В этом же году началось восстановление здания железнодорожной школы.

Несмотря на трудности военных лет, принимались меры к тому, чтобы дети школьного возраста посещали школу.

Выписка из протокола №2 педагогического совещания Селижаровской средней школы от 20 октября 1944 года.

«…Бардеева Т. П., учительница 1б класса сообщила, что в её классе плохо посещают школу учащиеся из деревни Чёрная грязь: Болотин – из-за отсутствия одежды, Болотина А., Бойкова Г., Табалов Г. – из-за отсутствия обуви…».

Одежду и обувь им по мере возможности доставали.

Выписка из протокола №14 педагогического совещания Селижаровской средней школы от 22 июня 1945 года.

« Заслушав отчёт классных руководителей педсовет, постановляет:

7а класс – выпускается 28 человек

7б – выпускается 25 человек.

Всем учащимся поставить по поведению оценку «5». Успеваемость по всем предметам оказалась хорошей, что подтвердилось на переводных и выпускных экзаменах».

В 1946 году при участии учеников и их родителей завершено восстановление здания железнодорожной школы, в это здание была переведена школа имени С.М. Кирова и размещается здесь до настоящего времени.

В этом здании, построенном в 1959 году, долгое время располагались производственные мастерские, был спортивный зал, а в настоящий момент здесь оборудованы учебные кабинеты для занятий 1-4 классов. 

 В 1967 году сделали первую пристройку к левому крылу здания.

В 1973 году справа пристроили спортивный зал.

В 1979 году вступила в строй вторая пристройка слева. Она построена при активном участии родителей учащихся школы. В это время школой руководил Сметанин П. И. 

                  2.  Учитель! – не стареющее слово!

                  Свежо всегда и вечно будет ново!

                  Пока Земля кружится во Вселенной

                  Профессия учителя нетленна.

Невозможно рассказать обо  всех учителях, которые работали и работают в нашей школе. Упомянём лишь о некоторых.

В год, открытия училища в посёлке Селижарово, началась трудовая педагогическая деятельность Ивана Ивановича Травкина, уроженца посёлка Селижарово. 

И.И.Травкин не только был опытным педагогом, но и активным общественником, работал в профсоюзах, проводил культурно-просветительную работу. В школе он был организатором и руководителем струнного оркестра и хорового кружка. Руководимый им хор и оркестр неоднократно выступал на концертах художественной самодеятельности в районном клубе. В 1947 году  Травкиным был  написан литературно – музыкальный монтаж «Слово о Селижарове». Работа эта получила хороший отзыв и ставилась на сцене клуба.

Как любитель-краевед Иван Иванович проводил большую работу по изучению родного края. Им выявлено более 30 видов полезных ископаемых и много ценных исторических данных по истории края. Он написал справочный материал о Селижарове и Селище для Большой Советской энциклопедии.

В газете «Верхневолжская правда» за 22 декабря 1958 года в статье «Полвека в школе», написанной Е, Григорьевой, учителем средней школы №1, Об этом учителе говорится  так: «Всесторонне развитый и образованный, Травкин И.И. настоящий мастер педагогического дела. Несмотря на большой стаж и опыт работы, он тщательно готовится к каждому уроку, продумывает все его детали и проводит их методически правильно, живо и интересно… Молодые учителя всегда получали и получают от старейшего учителя большую методическую помощь».

 Заслуги И.И. Травкина оценены по достоинству. В 1946 году он был награждён медалью  «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-45 г.г.».  Приказом Министра Просвещения РСФСР от 30 марта 1948 года «за образцовую постановку учебно-воспитательной работы в школе» награждён  значком «Отличника народного просвещения». Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 марта 1949 года награждён орденом Ленина.

 Кольцова Антонина Ивановна родилась 20 августа 1922 года в деревне Фролово Дубровского сельского совета. За год до июньских событий 41-го года она, 18-летней девушкой начала свою трудовую деятельность в средней школе №1 учителем математики, после окончания курсов учителей математики и физики. На фотографии она с учениками своего 6в класса в 1941 году.

 С началом Великой Отечественной войны часть учителей школы была мобилизована на фронт. В числе многих добровольцев девятнадцатилетняя Антонина Ивановна пришла в военкомат. Зачислили её санинструктором 269 отдельного пулемётного батальона Селижаровского укрепрайона. Вскоре этот батальон был расформирован, и Антонина Ивановна была назначена санинструктором отдельного миномётного дивизиона 78 стрелковой дивизии, с которым прошла она по военным дорогам Смоленской, Псковской и Новгородской областей. Мужественно переносила Антонина Ивановна трудности фронтовой жизни. В Прибалтике, в 1943 году, Антонина Ивановна бала принята в партию. Стрелковый дивизион был придан 196 артиллерийскому полку 65 Рижской Гвардейской дивизии. 1 августа 1944 года был тяжёлым днём для дивизиона. В результате тяжёлых боёв, была прорвана линия обороны немцев, дивизион стал преследовать противника, но оказалось, что у немцев была вторая линия обороны. Гитлеровцы открыли по нашим солдатам ураганный миномётный и артиллерийский огонь. Большинство солдат было ранено, но они мужественно удерживали занятые рубежи до подхода наших основных частей. В этом бою Антонина Ивановна не только выносила раненых, но и подавала мины и снаряды, выполняла обязанности заряжающего. В этот же день она была ранена осколком мины и, после боя, была направлена в госпиталь в Торопец. Мать Антонины Ивановны узнала об этом и приехала навестить дочь в госпитале. Лишь через 2 месяца Антонина Ивановна вновь возвратилась в свою часть и служила в ней до июня 1945 года. За свои солдатские подвиги она была награждена медалями  «За отвагу», «За боевые заслуги», «За победу над Германией».

         Возвратившись с войны, вновь стала педагогом. Проработав год учителем в Дубровской  школе, стала там директором. А в 1948 году перешла работать в школу№1. не одно поколение благодарных учеников прошло через её жизнь. Антонина Ивановна во время Великой отечественной войны была умелым солдатом, а после войны  умелым, хорошим педагогом. С 1977 года она на пенсии.

          Много лет звучало в нашей школе и в посёлке это имя – Лесняк!  Николай Яковлевич был человек разносторонне одарённый. Он прекрасно рисовал, вырезал из дерева, занимался краеведением и туризмом, увлекался фотографией. Всеми своими увлечениями он заинтересовал и учащихся школы.        

Николай Яковлевич вёл в школе географию. Его ученикам особенно нравилась электрифицированная карта СССР, изготовленная им самим. Указка включалась в розетку, и когда показывался тот или иной город, загоралась маленькая лампочка. Такая карта привлекала и помогала запоминать географические объекты. Своими силами учащиеся оборудовали географическую площадку, где велось наблюдение за природными явлениями.

В то время в школе действовал фотокружок. Учащиеся фотокружка (руководитель Лесняк Н. Я.) оформили в школе Доски почёта, где были фотографии достойных учеников и производственников. К 50-летию школы ребята сделали пригласительный билет на праздничные торжества.

Николай Яковлевич всего себя отдавал работе. Важное место среди мероприятий по воспитанию учащихся занимала и занимает туристко – краеведческая работа, которой много времени отдал Лесняк. 1 сентября 1953 года в школе был создан туриско – краеведческий кружок, который положил начало большим и интересным делам. С первых дней существования кружка широко развернулась работа по организации туристических лагерей и экскурсий по родному краю, по изучению его природы и жизни, а также наладились выезды за пределы своего края.

В 50 - е годы Николай Яковлевич начал создавать музей при школе. Сначала это была всего одна  комнатка на первом этаже, но экспонатов в ней было немало. Ученики школы приносили в музей предметы  старинного быта, различные орудия сельского труда. Затем музею было отведено отдельное здание. В нём было сосредоточено 1500 экспонатов, создан короткометражный хроникальный фильм, который демонстрировался в кино по всем городам Советского Союза и по телевидению. В  1966 – 67 учебном году музей занимает первое место в области и награждается похвальной грамотой облоно и обкома ВЛКСМ.

Посетивший музей  в 1969 году министр просвещения Прокофьев М.А. (на фото ниже), оставил в книге посетителей тёплый отзыв о музее и пожелание  дальнейших успехов.

В 1970 году Калининским областным отделом народного образования признаются лучшими музей и Ленинская комната, которая была организована краеведами.

В 1976 году краеведческому музею селижаровской средней школы №1 Калининской области было присвоено звание «Школьный музей». Много материала в музей предоставлял туристический отряд школы, после походов по родному краю и за его пределами.

В начале 60-х годов туристическая группа школы побывала на 2-ом Всесоюзном слёте юных следопытов. Путь к участию в этом слёте был нелёгок. Ещё зимой был разработан план туриско – краеведческой работы, а с наступлением весны начались тренировочные походы. Затем походы по местам боевой славы. Участники похода собрали большой краеведческий материал, что дало право команде нашей школы участвовать в районном слёте туристов, где она была первой и завоевала  право защищать честь района на областном слёте, где вновь заняла первое место. За эти достижения команда получила путёвки на самый большой форум  юных следопытов – на 2-ой Всесоюзный слёт. Команда туристов, во главе которой стоял Самаст А. А. , отправилась в Москву. Участников слёта приветствовали маршал Советского Союза И. С. Конев и герой космонавт Ю. А.Гагарин, участники слёта прошлись парадом по Красной площади.

Надо отметить, что команда юных туристов нашей школы в 1973 году побывала на 10-ом Всероссийском слёте  в городе Братске.

А туристические  школьные походы были очень разнообразными: на исток реки Волга, в Вышний Волочёк, в город Торжок, на зеро Селигер, сплавлялись на плотах по реке Песочня, а на кораблях, которые делали сами, сплавлялись по реке Волга и поднимались по реке Селижаровка до озера Селигер.

Организатором, руководителем и участником всех походов был заместитель директора школы№1 Николай Яковлевич Лесняк, которому в 1961 году было присвоено звание «Заслуженный учитель школы РСФСР». Газета  «Верхневолжская правда» писала: «Сейчас география – самый популярный предмет в школе, и в этом большая заслуга Николая Яковлевича. Невысокий человек с  ясными, молодыми и весёлыми глазами. Энтузиаст своего дела. Жизнелюб».   

Новиков Александр Степанович родился 4 ноября 1920 года в деревне Александровка Осташковского района. В семье было трое детей. Отец умер, когда ему было три года. Мать одна растила детей. В школе Александр Степанович учился  Зехнове  Осташковского района, затем в Осташкове. Окончил Рабфак и работал учителем начальных классов в Осташковском районе.

В 1939 году Александр Степанович был призван в армию, там и застала его война. За время войны ему пришлось воевать на разных фронтах: Западном (1941г.), Брянском (1942 г.), Центральном (1943 г.), Украинском (1943-45 г.г.)

За боевые заслуги был награждён орденом «Красной звезды» в 1943 году, орденом «Славы 2–ой степени» в 1945 году, медалью «За отвагу» в 1945 году и медалью «За боевые заслуги» в 1943 году.

После войны Александр Иванович окончил Торжокское педагогическое училище заочно и работал в Язовской начальной школе Осташковского района до 1947 года.

С 1947 года преподавал в Селижаровской железнодорожной школе № 34. 

С 1953 года по 1976 год Александр Степанович работал в школе № 1 учителем начальных классов. Своим воспитанникам прививал любовь к родному краю. Любил ходить со своими малышами в походы, ездил с каждым своим выпуском на озеро Селигер.

Александр Степанович очень любил своих учеников, и они его любили тоже. Когда его ученики переходили учиться в среднюю школу, он продолжал присутствовать в их жизни. Всегда интересовался у учителей их успехами и пытался помочь им, если у них возникали трудности.

Жена Александра Степановича Клавдия Ивановна  также работала в средней школе №1, преподавала русский язык и литературу. Их дочь пошла по стопам родителей и стала учителем математики (Красавцева Вера Александровна). А внучка – Красавцева Ирина Викторовна, как и свой дедушка была учителем начальных классов в средней школе №1, затем закончила Тверской государственный университет, и  теперь преподаёт в нашей школе историю.

Александр Степанович был частым гостем в школе и после того, как перестал работать. Его - ветерана Великой Отечественной войны, приглашали на мероприятия, посвящённые этому событию. На снимке внизу он в составе жюри на традиционном смотре строя и песни, посвящённом Дню Победы. 

Конечно же, все учителя, которые работали в разное время в нашей школе и, которые работают сейчас, внесли огромный вклад в обучение и воспитание своих учеников. Ученики нашей школы трудятся в различных областях экономики нашей страны. Ежегодно они собираются на «Вечер встречи выпускников», чтобы встретиться со своим детством и дорогими учителями и сказать им слова благодарности. А что касается сегодняшних учителей школы, то почти все они выпускники родной школы №1.

 

 
 
 

Cайт МОУ СОШ №1 п.Селижарово Тверской области